ГБОУ "Школа №84 г. о. Донецк"
Донецк
  • Информационная безопасность

    Информационная безопасность – это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.

    На сегодняшний день сформулировано три базовых принципа, которые должна обеспечивать информационная безопасность:

    *целостность данных — защита от сбоев, ведущих к потере информации, а также зашита от неавторизованного создания или уничтожения данных;

    *конфиденциальность информации;

    *доступность информации для всех авторизованных пользователей.

    Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.

    Профилактика преступлений, связанных с применением информационно – коммуникационных технологий

    С развитием информационных технологий злоумышленники широко используют сеть Интернет, позволяющую им действовать анонимно и создавать условия для хищения чужого имущества. Отмечается рост преступлений этой категории, совершенных путем телефонных звонков под видом сотрудников банка, кредитного учреждения, правоохранительных органов и организаций.

    В большинстве случаев мошенники, представляясь сотрудниками специальных служб и организаций, используют методы социальной инженерии – введение потерпевшего в заблуждение путем запугивания, обмана или злоупотребления доверием для получения несанкционированного доступа к информации, электронным средствам платежа или побуждения владельцев самостоятельно совершить перевод денежных средств с целью их хищения.

    Большинство из них составляют посягательства на безналичные денежные средства граждан, ответственность за которые предусмотрена статьями 158 и 159 УК РФ, а также факты неправомерного доступа к охраняемой законом компьютерной информации, сопряженного с ее блокированием, модификацией либо копированием (статья 272 УК РФ).

    Наиболее распространенным способом хищения денежных средств является вид «телефонного мошенничества», когда потерпевшим звонят злоумышленники, представляясь сотрудниками кредитно-финансовых организаций или правоохранительных органов, после чего под предлогом предотвращения списания денежных средств предлагают перевести их на «безопасный счет». Потерпевшие, поддавшись влиянию, переводят имеющиеся у них денежные средства на банковские счета по реквизитам, представленным злоумышленниками. Также в ряде случаев мошенники могут указывать на необходимость взятия кредитов в банковских учреждениях в целях предотвращения возможности оформления кредитов злоумышленниками.


    Другим распространенным способом совершения преступлений является схема с «продлением текущего договора на обслуживание sim-карты».
    Злоумышленники, представляясь представителем сотового оператора, сообщают об истечении договора по мобильному номеру и если его не продлить, sim-карта будет заблокирована. Далее «оператор» предлагает «очень удобный» процесс продления договора - сообщить поступивший код от портала «Госуслуг». Далее жертве приходит CMC-сообщение с кодом доступа в личный кабинет портала «Госуслуги». Сообщая данный код доступа мошенникам – потерпевший передает им доступ ко всей персональной информации на портале «Госуслуг». Кроме того, таким образом злоумышленники могут получить доступ и к личному кабинету мобильного оператора. Потерпевший может утратить не только доступ к нему, но и потерять деньги на мобильном счете, банковской карте; без его ведома могут быть подключены услуги, позволяющие получить кредит.

    По подобной схеме, представляясь сотрудниками страховой компании, территориального фонда ОМС, специалистами департаментов или министерств здравоохранения мошенники обманывают граждан, предлагая заменить полис обязательного медицинского страхования. Другой вариант этой схемы – скачать фейковое приложение Минздрава, которое на самом деле является вредоносной программой, взламывающей устройство.

    Необходимо помнить, что полис ОМС есть у каждого гражданина, он бессрочный и не требует продления. Данные о полисе медицинское учреждение может получить в единой базе, поэтому предъявлять его при посещении врача не нужно.

    Также находит распространение способ завладения денежными средствами потерпевших путем выдачи себя злоумышленниками за руководителей различных организаций. Мошенники создают ложные аккаунты в популярных мессенджерах от лица руководителей организаций. Страницы содержат их реальные данные (фамилия, имя, отчество, фото – эти сведения берутся из Интернета) и выглядят максимально достоверно. Используя фальшивые аккаунты якобы руководителей организаций злоумышленники связываются с подчиненными тех лиц, чьи страницы были подделаны.

    В России злоумышленники для хищения денег стали чаще использовать новый инструмент обмана - дипфейк-технологии. С помощью нейросети мошенники создают реалистичное видеоизображение человека. Затем сгенерированный образ рассылают его друзьям или родным через мессенджеры или социальные сети. В коротком фальшивом видеоролике виртуальный герой, голос которого иногда сложно отличить от голоса прототипа, рассказывает якобы о своей проблеме (болезнь, ДТП, увольнение) и просит перевести деньги на определенный счет. В некоторых случаях мошенники создают дипфейки работодателей, сотрудников государственных органов, известных личностей из той сферы деятельности, в которой трудится их потенциальная жертва.

    Чтобы создать цифровую копию конкретного человека, злоумышленники используют фото и видео, а также запись голоса, полученные в основном в результате взлома его аккаунта в социальных сетях или мессенджерах.

    Проявляйте осторожность при получении от своего знакомого голосового или видеосообщения с просьбой о финансовой помощи – его аккаунт могли взломать злоумышленники. Иногда для рассылки таких сообщений мошенники создают поддельные страницы с именем и фото человека. Не спешите переводить деньги! Обязательно сначала позвоните тому, от чьего имени поступило сообщение, и перепроверьте информацию. Распознать дипфейк можно по неестественной монотонной речи собеседника, дефектам звука и видео, несвойственной мимике. Если возможности позвонить и убедиться, что человеку действительно нужна помощь, нет, задайте в сообщении личный вопрос, ответ на который знает только ваш знакомый.

    Как не стать жертвой мошенников: общие рекомендации

    Не сообщайте никому и никогда паспортные данные и финансовые сведения: данные карты и ее владельца, трехзначный код с обратной стороны карты или СМС-код. Сотрудники банков и государственных структур никогда не запрашивают такую информацию. Не публикуйте ее в социальных сетях, на форумах и каких-либо сайтах в Интернете, а также не храните данные карт и PIN-коды на компьютере или в смартфоне.

    Если с неизвестного номера звонит сотрудник Центробанка, правоохранительных органов, государственной организации или банка с сомнительным предложением (например, сообщением о попытке оформления кредита или подозрительной операции от вашего имени, обещанием высокого дохода по вкладу, предложением перевести средства на специальный счет Центробанка и тому подобное) или по телефону запугивают и требуют быстрых действий с финансами, положите трубку.

    Если подозреваете, что вам звонит мошенник, позвоните в банк по номеру телефона, указанному на обратной стороне карты или на его сайте, или в контакт-центр ведомства, сотрудником которого представлялся звонящий.

    Не совершайте каких-либо действий по счету, если вам звонят из Центробанка с просьбой или требованием о переводе денег, в том числе на «защищенный» или «специальный» счет, или с предложением об оформлении кредита. Банк России не открывает счета и не работает с гражданами.

    По возможности установите антивирус на все устройства и обновляйте его.

    Совершайте покупки в Интернете только на проверенных сайтах. Заведите специальную карту для онлайн-покупок и пополняйте ее ровно на ту сумму, которая нужна для оплаты. При совершении покупок обращайте внимание на наличие в строке браузера рядом с названием сайта значка безопасного соединения (замочка).

    Никогда не вводите личные и финансовые данные на сомнительных сайтах и не переходите по ссылкам из подозрительных писем, которые предлагают, например, пройти опрос, получить какую-либо выплату и тому подобное. Официальные сайты финансовых организаций в поисковых системах (Яндекс, Mail.ru) помечены цветным кружком с галочкой.

    Помните, что сотрудники государственных организаций, служб безопасности, правоохранительных органов никогда сами не звонят по телефону в мессенджерах Telegram или WhatsApp, и не предлагают решить какие-либо вопросы, связанные с Вашими финансами, уголовным преследованием, по телефону.

    Следует внимательно относиться к установке и разрешению программам на смартфоне доступа к SMS и приему звонков, так как среди них может оказаться шпионское программное обеспечение, крадущее Ваши данные.

    Если вы стали жертвой финансового мошенничества:
    1. Немедленно заблокируйте карту с помощью мобильного приложения или личного кабинета на сайте банка. Заблокировать ее также можно через контакт-центр банка (телефон указан на оборотной стороне карты) или в любом его отделении.

    2. В течение суток после получения сообщения о списании средств напишите заявление в отделении банка о несогласии с операцией. Также обратитесь с заявлением о хищении денег в любое отделение полиции.




    Детские безопасные сайты

    http://www.newseducation.ru/ - "Большая перемена" сайт для школьников и их родителей

    http://www.tvidi.ru/ -  «Твиди» - детский портал-соцсеть: игры, общение, дневники, фотографии и видеоматериалы.

    www.mirbibigona.ru/ - «Страна друзей»:детская соцсеть: общение, музыка, фотоальбомы, игры, новости.

    http://www.1001skazka.com  - «1001 сказка». На сайте можно скачать аудиофайлы — сказки, аудиокниги

    http://vkids.km.ruNachalka.info - учись, играй, развивайся!

    Информационный ресурс некомерческой организации «Лига безопасного интернета»
    Цикл видеоуроков подготовленных в рамках Всеросийской акции «Месяц безопасного интернета»
    Информационная страница сайта МВД России Всероссийской профилактической акции «Безопасный Интернет»
    Международный квест по цифровой грамотности «Сетевичок»
    Информационный ресур «Дети России Онлайн»
    Информацинный ресурс «Персональныеданные.дети»
    Информационный ресурс «Азбука цифрового мира»

    Солнышко

    http://www.onlandia.org.ua/rus/html/etusivu.htm - ON-ляндия – безопасная веб-страна. На данном сайте представлены материалы для детей, их родителей  и учителей — интерактивные сценарии, короткие тесты, готовые планы уроков, — благодаря которым дети смогут освоить основы безопасной работы в Интернете. На сайте предлагается понятная, применимая на практике информация по интернет-безопасности, изучив которую даже начинающие пользователи смогут эффективно использовать ресурсы сети и защитить себя от нежелательного контента.

    http://www.icensor.ru/- Интернет-фильтр для детей. Интернет цензор. Программа «Интернет Цензор» предназначена для предотвращения посещения сайтов, противоречащих законодательству РФ, а также любых сайтов деструктивной направленности лицами моложе 18 лет. «Интернет Цензор» обеспечивает родителям полный контроль за деятельностью в сети их детей. «Интернет Цензор» распространяется бесплатно, очень прост в использовании и хорошо защищен от удаления его ребенком.

    Родителям

    Какие же опасности ждут детей в сети Интернет?

    • Нежелательный контент

      Это могут быть жестокие сцены насилия, причинение вреда живым существам, порнографические материалы и другое. Нужно понимать, что рано или поздно ребёнок столкнётся с подобным контентом, как бы вы ни старались это предотвратить. Важно сделать то, что в ваших силах, чтобы это не оставило сильного травмирующего отпечатка на психике сына или дочери. 

      Что делать для обеспечения безопасности ребёнка в Сети: Если ребёнок маленький, рекомендуем установить родительский контроль. Существуют различные программы, которые ограничивают доступ к подозрительным сайтам, помогают контролировать действия и безопасность детей в Сети и лимитируют время пребывания в интернете. Родительский контроль также будет плюсом, если малыш учится в онлайн-школе. Можно ограничить доступ к социальным сетям, Youtube и другим платформам в часы занятий. Так ребёнок точно не станет отлынивать от просмотра уроков.

    • Киберпреступность 

      Под этим термином понимают широкий спектр нарушений закона — от вымогательства личных данных до вовлечения несовершеннолетних в торговлю наркотиками. Недавно на фейсбуке набрал популярность пост матери, рассказавшей о том, что её дочь-подросток чуть не устроилась на подработку курьером за 80 тысяч рублей в месяц. Скорее всего, девочка даже не понимала, что доставлять нужно будет запрещённые вещества, а не посылки.

    • Кибербуллинг

      Если ребёнок становится агрессивным, злым, раздражённым или дёрганным после общения в Сети, это может быть признаком травли или конфликтов. Возможно, малыш подвергается психологическому давлению, издевательствам или угрозам в интернете.

    Педагогам

    Рекомендации по организации работы в информационном пространстве:

    *Желательно выработать оптимальный алгоритм поиска информации в сети Интернет, что значительно сократит время и силы, затраченные на поиск.

    *Заранее установить временный лимит (2-3 часа) работы в информационном пространстве (просмотр телепередачи, чтение, Интернет).

    *Во время работы необходимо делать перерыв на 5-10 минут для снятия физического напряжения и зрительной нагрузки.

    *Работать в хорошо проветренном помещении, при оптимальном освещении и в удобной позе.

    *Не стоит легкомысленно обращаться со спам-письмами и заходить на небезопасные веб-сайты. Для интернет-преступников вы становитесь лёгкой добычей.

    *При регистрации в социальных сетях, не указывайте свои персональные данные, например: адрес или день рождения.

    *Не используйте в логине или пароле персональные данные.

    *Создайте собственный профиль на компьютере, чтобы обезопасить информацию, хранящуюся на нем.

    *Не забывайте, что факты, о которых вы узнаете в Интернете, нужно очень хорошо проверить, если выбудете использовать их в своей домашней работе. Целесообразно сравнить три источника информации, прежде чем решить, каким источникам можно доверять.

    *О достоверности информации, помещенной на сайте можно судить по самому сайту, узнав об авторах сайта.

    *Размещая информацию о себе, своих близких и знакомых на страницах социальных сетей, спросите предварительно разрешение у тех, о ком будет эта информация.

    *Не следует размещать на страницах веб-сайтов свои фотографии и фотографии своих близких и знакомых, за которые вам потом может быть стыдно.

    *Соблюдайте правила этики при общении в Интернете: грубость провоцирует других на такое же поведение.

    *Используя в своей работе материал, взятый из информационного источника (книга, периодическая печать, Интернет), следует указать этот источник информации или сделать на него ссылку, если материал был вами переработан.

    Методические и справочные материалы

    Определение термина "информационная безопасность детей" содержится в Федеральном законе N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", регулирующим отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Согласно данному закону "информационная безопасность детей" - это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

    В силу Федерального закона N 436-ФЗ информацией, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, является:

    *информация, запрещенная для распространения среди детей;

    *информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий

    К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится:

    *информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в т.ч. причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

    *способность вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

    *обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям и животным;

    *отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

    *оправдывающая противоправное поведение;

    *содержащая нецензурную брань;

    *содержащая информацию порнографического характера.

    К информации, распространение которой ограничено среди детей определенного возраста, относится:

    *информация, представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;

    *вызывающая у детей страх, ужас или панику, в т.ч. представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;

    *представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;

    *содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

    Правила безопасного интернета для детей (кроме родителей)
    - Никому и никогда не разглашай свои пароли. Они – твой главный секрет. Придумай свой
    уникальный пароль, о котором никто не сможет догадаться. Не записывай пароли на бумажках, не
    храни их в открытом доступе. Не отправляй свои пароли по электронной почте.
    - При регистрации на сайтах и в социальных сетях старайся не указывать личную информацию
    (номер телефона, адрес места жительства, школы, место работы родителей и другое) – она может быть
    доступна всем, даже тем, кого ты не знаешь!
    - Помни, что фотография, размещенная в Интернете доступна для просмотра всем. Старайся не
    размещать фото, на которых изображена твоя семья, школа, дом и другие личные данные.
    - Старайся не встречаться с теми, с кем ты знакомишься в Интернете.
    - Помни, что многие люди рассказывают о себе в Интернете неправду.
    - В Интернете и социальных сетях старайся общаться только с теми, с кем ты лично знаком.
    Подумай и посоветуйся с родителями, прежде чем добавить незнакомого человека к себе в список
    «друзей».
    - Не используй веб-камеру при общении с незнакомыми людьми, помни о необходимости
    сохранять дистанцию с незнакомыми людьми.
    - Уважай собеседников в Интернете. Никогда и ни при каких обстоятельствах не угрожай
    другим, не размещай агрессивный и провокационный материал. Будь дружелюбен. Не груби.
    - Помни, что даже в Интернете существует «сетевой этикет». Если ты пишешь сообщение
    заглавными буквами, то собеседник может подумать, что ты кричишь на него.
    - Не вступай в незнакомые сообщества и не распространяй по чей-либо просьбе
    информационные, провокационные и агрессивно-настроенные материалы и сообщения.
    - Не все, что ты можешь прочесть или увидеть в интернете - правда. Не ленись и перепроверяй
    информацию в других поисковиках или спроси у родителей.
    - Помни, что существуют сайты, непредназначенные для детей, не заходи на сайты «для тех, кто
    старше 18 лет», на неприличные и агрессивно настроенные сайты. Если ты попал на такой сайт по
    ссылке, закрой свой браузер, используя клавиши “ctrl+alt+delete”.
    - Расскажи все, что ты увидел, выучил или узнал нового взрослому.
    - Ни в коем случае не указывай свой номер телефона или электронный адрес, не отправляй с него
    sms на незнакомые номера в Интернете.
    - Если тебе пришло сообщение с незнакомого адреса, его лучше не открывать.
    - Если тебе показалось, что твои друзья отправляют тебе «странную» информацию или
    программы, переспроси у них, отправляли ли они тебе какие-либо файлы. Иногда мошенники могут
    действовать от имени чужих людей.
    - Если ты хочешь купить в Интернете какую-либо услугу или игру, обратись к взрослому. Он
    подскажет тебе, как избежать мошенничества.
    - Не загружай файлы, программы или музыку без согласия взрослых – они могут содержать
    вирусы и причинят вред компьютеру.
    - Попроси родителей установить на компьютер антивирус и специальное программное
    обеспечение, которое будет блокировать распространение вирусов

    Интернет-ресурсы для педагогических работников:

    http://www.fid.su/projects/deti-v-internete сайт Фонда Развития Интернет.

    http://www.ligainternet.ru/ Лиги безопасного Интернета.

    http://ppt4web.ru/informatika/bezopasnyjj-internet.html презентации о безопасном Интернете.

    http://www.microsoft.com/ru-ru/security/default.aspx сайт Центра безопасности Майкрософт.

    https://edu.tatar.ru/upload/images/files/909_029%20Orangepdf Безопасно и просто: родительский контроль. — Буклет

    http://www.nachalka.com/node/950 Видео «Развлечение и безопасность в Интернете»

    http://i-deti.org/ портал «Безопасный инет для детей», ресурсы, рекомендации, комиксы

    http://сетевичок.рф/ сайт для детей — обучение и онлайн-консультирование по вопросам кибербезопасности сетевой безопасности

    http://www.igra-internet.ru/ — онлайн интернет-игра «Изучи Интернет – управляй им»

    http://www.safe-internet.ru/ — сайт Ростелеком «Безопасноть детей в Интернете, библиотека с материалами, памятками, рекомендациями по возрастам

    Мероприятия, проекты и программы, направленные на повышение информационной грамотности педагогических работников

    Материалы к урокам безопасного интернета

    • Лига безопасного интернета
    • www.ms-education.ru и www.apkpro.ru. - электронный курс программы "Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет". Программа представляет собой 72-х часовой курс, состоящий из 6 модулей. Каждый модуль программы дает подробное описание и рекомендации по обеспечению безопасной работы детей с компьютером и Интернетом, а также снабжен обширным списком дополнительной литературы и веб-ссылок. Кроме того, программа содержит объемное приложение, в которое включены диагностические тесты, описания упражнений, а также различные тексты, рекомендованные для использования в процессе ее освоения. Особенностью программы является еще и то, что каждый ее модуль может быть использован как отдельно, так и в комплексе с другими программами повышения квалификации.
    • Изучи интернет
    Ваш ребёнок прекратил общаться с друзьями, замкнулся и стал раздражительным — возможно, он стал жертвой интернет-травли. В такой ситуации дети могут чувствовать себя одиноко, им нужна ваша поддержка.

    Аккуратно расспросите ребёнка, покажите, что понимаете его и готовы помочь. Но не обесценивайте его чувства словами «не обращай внимания» и ни в коем случае не осуждайте — так вы сохраните доверие. Предложите вместе настроить профили в соцсетях и продумать, как защититься от обидчиков ❤

    Как поддержать детей, если они стали жертвой кибербуллинга, рассказываем вместе с Альянсом по защите детей в цифровой среде (https://clck.ru/drui2) в карточках

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике