«Цифровая образовательная среда» (далее - ЦОС) — это федеральный проект нацпроекта «Образование», направленный на создание к 2024 году в образовательных организациях современной и доступной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
ЦОС — это всероссийская информационная система, с помощью которой планируется внедрить в стране электронную образовательную среду. Федеральный проект ЦОС призван способствовать оптимизации школьного образования и гарантировать эффективное использование новейших технологий в процессе обучения. Однако, речь не идёт об отмене традиционной классно-урочной системы.
Под ЦОС понимают единую информационную систему, которая объединит всех участников образовательного процесса — учеников, учителей, родителей и администрацию учебных заведений.
ЦОС включает в себя:
- Комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе электронных;
- Совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, средства связи (смартфоны, планшеты), иное информационно-коммуникационное оборудование;
- Ряд педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.
Федеральные документы
- Паспорт федерального проекта «Цифровая образовательная среда»
- Приказ Минпросвещения России от 02.12.2019 № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды»
- Проект постановления Правительства Российской Федерации «О проведении в 2020-2022 годах эксперимента по апробации федеральной информационно-сервисной цифровой образовательной среды»
- Методическими рекомендации по вопросам внедрения Целевой модели цифровой образовательной среды в субъектах Российской Федерации (письмо Минпросвещения России от 14.01.2020 № МР-5/02 «О направлении методических рекомендаций»)
- Методические рекомендации об организации повышения квалификации педагогических работников, привлекаемых к осуществлению образовательной деятельности в области современных информационно-коммуникационных и цифровых технологий
- Методические рекомендации по обновлению информационного наполнения и функциональных возможностей открытых и общедоступных информационных ресурсов образовательных организаций, в том числе официальных сайтов в информационной коммуникационной сети «Интернет»
- Письмо Минпросвещения России от 19 марта 2019 г. № МР-315/02 «О перечне оборудования»
- Распоряжение Минпросвещения России от 15.11.2019 № Р-116 «Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий по развитию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций и обеспечивающих достижение результата федерального проекта в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»
- Распоряжение Минпросвещения России от 17.12.2019 N Р-135 «Об утверждении методических рекомендаций по приобретению средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в целях внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование»
Официальные источники о ЦОС:
- Министерства просвещения Российской Федерации – https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/
Информация:
- об обеспечении высокоскоростным доступом к сети «Интернет» (о подключении к широкополосному доступу, о расширении каналов связи, о контентной фильтрации и др.): https://sh84-doneck-r897.gosweb.gosuslugi.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoy-organizatsii/infrastruktura-i-osnaschenie/
- об оснащении средствами вычислительной техники, программным обеспечением и презентационным оборудованием: https://sh84-doneck-r897.gosweb.gosuslugi.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoy-organizatsii/infrastruktura-i-osnaschenie/
систем контроля и управления доступом, видеонаблюдения:
Регион в 2020 году ожидает достаточно мощная волна изменений, связанных с информатизаций. И одной из основных причин является широкое участие нашего региона в мероприятиях по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». Задача региона к 2024 году внедрить во всех организациях общего и профессионального образования целевую модель цифровой образовательной среды, что повлечет за собой ряд изменений инфраструктуры:
Ширина канала подключения к сети Интернет на уровне не ниже 100 Мбит/с в городе и 50 Мбит/с в сельской местности.
Развитая сеть передачи данных в организациях. Внедрение систем контроля доступа и видеонаблюдения.
Наличие комплектов оборудования, предполагающего использование 3 устройств в образовательном процессе: комплект учителя, ученика, комплект визуализации.
Интеграция информационных систем и электронных дневников в федеральным решением.
Осуществление выбора электронных образовательных ресурсов и электронных учебников через специализированный портал «МаркетПлейс».
Реализация индивидуального обучения с использованием электронных ресурсов.
Обеспечение доступа обучающихся к личному кабинету через портал государственных услуг. В МБОУ "Школа № 84 г. Донецка" идет активная работа по внедрению целевой модели Цифровой образовательной среды с соблюдением всех установленных требований.
1)Мониторинг ИКТ-компетенций педагогов (ежегодно). Цель - в случае недостаточного опыта оперативно организовать обучение - обучающие семинары в рамках Методического совета, просмотр обучающих вебинаров, методическое сопровождение со стороны завучей, непрерывная консультационная поддержка со стороны системных администраторов, целевая аудитория - вновь прибывшие учителя, молодые педагоги.
2) Мониторинг ИКТ-компетенций обучающихся (ежегодно).